Форум » Православная литература и фильмы, художественная литература » Из выступления протоиерея Михаила Ходанова на презентации книги Саввы Ямщикова «Бремя русских» » Ответить

Из выступления протоиерея Михаила Ходанова на презентации книги Саввы Ямщикова «Бремя русских»

Андрей: Однажды известного журналиста спросили – как бы он в нескольких словах охарактеризовал суть нынешней эпохи. Он, не задумываясь, ответил: «Эпоха лжи». Прекрасно сказано, не правда ли? Четко, правильно, емко. Но вместе с тем мы видим, что ответ этот – общий. Он никого не обижает, всем удобен и каждый относит его на счет своего оппонента. А вот если бы журналист назвал какие-то конкретные фамилии, то дело бы, конечно, приняло совсем другой оборот… Так вот, правда бывает двух уровней – абстрактная и конкретная. Первая – всегда удобней, ты практически здесь ничем не рискуешь. А правда конкретная… Савва Ямщиков работает на втором, самом опасном уровне. Он называет вещи своими именами и не боится последствий. В его книге «Бремя русских», посвященной защите русской православной культуры от поругания, фигурируют фамилии всесильных людей, в адрес которых звучит жесткая принципиальная критика. В «Письме народу и Президенту» Ямщиков нелицеприятно обращается к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, в других статьях обрушивается на министров, аппаратчиков, «раскрученных» публичных людей, звезд массмедиа. Под его прицелом – Швыдкой и Венедиктов, Пивоваров и Собчак, Каспаров и Хакамада, Немцов и Говорухин… Но сравнительно легко ругать ушедшего на Страшный Суд Бориса Ельцина, а также здравствующего, но находящего уже не у президентских дел Горбачева. Опыт показывает, что критиковать удобно тех, кто потерял и должность и силу. А ты попробуй, скажи что-нибудь власть имущим, могущественным и недоступным. Ответят так, что малым не покажется. Но Савва Ямщиков уже давно ступил на эту стезю и не боится даже ФСБ. Так, он открыто утверждает, что многие люди, отвечавшие за нашу безопасность, в ходе перестройки переметнулись оттуда в частные охранные структуры и берегли жизнь Гусинскому, Смоленскому и Березовскому. А вот мы как-то не чувствуем, что нас защищают. Может быть, мы – изгои? Но мы – народ России, и с нами надо бы считаться. Так почему же Савва Ямщиков не боится конкретной правды? Да потому, что он боится Бога больше, чем людей. Вот и весь секрет. Он органически не приемлет нарушение заповеди Божией – не лги. Легко ли ему это дается? Он, что, родился таким бесстрашным? Риторические вопросы. Ямщиков наработал это бесценное богоугодное качество годами, колоссальным упорством, жаждой правды и силой воли. Поэтому он, как деятельный и искренний христианин, не боится смерти, помня слова апостола Павла: «Не видело око, не слышало ухо и не всходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Сегодня мы переживаем Смутное время. Обычно мы связывали его только с перестройкой. Но сегодняшний день по своей сути не многим от нее отличается. Главный инструмент современной идеологии – СМИ, а точнее – ТВ. И то, что там происходит, нельзя назвать иначе, как развращением и разложением людей и нашего подрастающего поколения. Один только час просмотра сериала «Няня» или «перла» с ТНТ о семье Букиных (а сколько подобного продукта заполняет весь телеэфир,,,) представляет собой огромную психологическую и нравственную травму для русских людей, имеющих генетические христианские корни. Верующий сегодня россиянин или нет – но православный генотип действует в нем с неослабевающей силой, и именно по этой причине мы так остро и болезненно реагируем на всякое отклонение от нравственной нормы. Но если «сверху» дают на безнравственность добро, то русский человек, в силу страстности своего природного характера и прирожденного уважения к власти, тотчас глушит в себе все защитные механизмы и бросается в грех как в омут. Таков наш менталитет. А потом, на грани обвальной катастрофы, каемся. Так было в Смуту конца XVI – начала XVII века. Но тогда мы победили, поскольку народ, равно как и власть, покаялся, как жители Ниневии, во вретище и пепле, за беззакония прошлых лет – за междоусобицу (грех властолюбия) и забвение веры Православной. Вы только представьте себе ситуацию тех лет! В стране – безвластие, нет царя, поляки захватили Москву, Швеция объявила войну России, по всему государству рыскают банды казаков и предателей, вставшие на сторону уже обосновавшегося под Москвой в Тушино Лжедимитрия, повсюду – сплошной разбой и насилие, каждый предоставлен самому себе. Именно эти обстоятельства, сжавшись в тесное кольцо, прорвали шлюзы покаяния. Слезы измученных людей отвратили гнев Божий и затопили былое нечестие России. Кризис, в конечном итоге, был преодолен. Что происходит сегодня? Внутри России – идейный разброд, шатание, равнодушие, бездуховность, торжество грязных пороков. Молодежь озлоблена и ожесточена. Дурман секса, наркотика и «удачного бизнеса» совершенно пленил ее сознание. Народ не скрепляет никакая позитивная духовная идеология. Никто ничего не знает о состоянии экономики, которая должна, в случае чего, крепить оборону страну, ибо мир живет в преддверии глобальной мировой войны. Впечатление, что мы спасаемся только на выкачивании природных ресурсов. Доколе? Друзей у современной России нет. Хмуро посматривают в нашу сторону Соединенные Штаты, весь альянс НАТО надвинулся громадной тенью на рубежи России. Маленькие страны из бывшего СССР грозят России кулаком и проворно отбегают под прикрытие того же НАТО. За Сибирью затаился Китай. Одновременно массмедиа благодушно призывает всех расслабляться и кайфовать, пить пиво и «зажигаться». И – все будет хорошо, чита-дрита»… Москва и главные города пронизаны гастарбайтерами с их анклавами и внутренними, почти не соприкасающимися с нами интересами и культурами. Чувствуется ли здесь содружество наций? Мы все хорошо помним события во Франции. Что предвидится у нас?.. У нас тоже есть вопросы к президенту – почему власть, которая так легко выстраивает свою вертикаль на местах и моментально заменяет, в случае чего, губернаторов и прочих столоначальников, не может выстроить ту же вертикаль в отношении массмедиа? Поверьте, все бы поменялось за три дня. Но нам говорят – это рынок, то да се, деньги, людям интересно, это рынок. Сказка про белого бычка. Не может быть общества без идеологии. Но тогда все то, что мы имеем, и есть идеология? Весь нравственный обвал по заграничным лекалам? А ведь если что, Россия в таком раскладе будет слабой и не сможет отстаивать свои интересы. Или же интересы мирового сообщества стали основными? Кто бы ответил? Вот почему у нас – Смутное время. Все непонятно, неясно, неопределенно. Все молчат, помалкивают, друг на друга поглядывают и перед кем-то все отчитываются да отчитываются. И покаяния в народе нет Пьянство, разврат, фетиш бизнеса и мамоны. Тем не менее, книга Саввы Ямщикова – добрая лепта в формировании условий по преодолению Смутного времени-XXI. Она способствует появлению горячих слез покаяния на глазах наших, помогает раскрыть сердце навстречу боли и ощутить чувство духовной и гражданской ответственности за все происходящее. К творчеству Ямщикова полностью приложимы строки поэта Владимира Высоцкого «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним». Но это – в конце пути. А пока пожелаем Савве Ямщикову духовного и телесного здравия, долгих и продуктивных лет жизни! Член Союза писателей России протоиерей Михаил ХОДАНОВ http://www.pereprava.org/bremia.htm

Ответов - 6

Александр: К творчеству Ямщикова полностью приложимы строки поэта Владимира Высоцкого «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним». Но это – в конце пути. А пока пожелаем Савве Ямщикову духовного и телесного здравия, долгих и продуктивных лет жизни! Хорошая статья, Андрей! Савва Васильевич, долгое время участвовал в авторской программе „Созидающие“ на „Народном радио“, а последнее время его можно услышать на радио „Радонеж“. ПРОГРАММА «Созидающие» Самое большое счастье, дарованное нам в этом мире, кроме счастья жить, - счастье общения с людьми. Мне в жизни довелось встретить множество замечательных людей, которые работали не только в области реставрации произведений искусства и музейного дела. По характеру я человек общительный, и, приезжая в любой город, занимаясь своими профессиональными заботами, не пройду мимо интересных людей, живущих там, а уж в обеих столицах круг моего общения особенно обширен и значителен. И вот, наступил момент, когда нужно успеть рассказать современникам о людях, с которыми мне посчастливилось общаться. К огромному сожалению, невозможно уже побеседовать со Львом Николаевичем Гумилевым, Касьяном Ярославовичем Голейзовским, Василием Алексеевичем Пушкаревым, с Андреем Арсениевичем Тарковским, с которыми я дружил и работал. Не успел записать интервью с недавно ушедшим владыкой Питиримом, побеседовать с Олегом Комовым, Евсеем Моисеенко, Петром Фоминым и Михаилом Шварцманом, Евгением Колобовым, Славой Головановым, а также с замечательными писателями Виктором Астафьевым и Дмитрием Балашовым. Обо всех этих людях я постараюсь рассказать в своих воспоминаниях, но живая речь их безвозвратно потеряна. Понимая это, пользуясь предоставленной мне \"Народным радио\" возможностью, постараюсь, если позволит здоровье, провести беседы с талантливыми нашими современниками, и таким образом сохранить драгоценную память о них. Это писатели и режиссеры, музыканты и актеры, строители и дипломаты, политические деятели и музейные работники, спортсмены и директора заводов. Все они очень разные, но объединяет их одно - увлеченность своим делом. Я вообще проповедую тот принцип, что дружба рождается за столом, но за ним и умирает, если не скреплена общим делом. На старом сайте „Народного радио“ есть архив текстовых версий некоторых прошедших передач.

Александр: А вот так „Народное радио“ отреагировало на презентацию другой книги Саввы Ямщикова. В Москве прошла презентация новой книги Саввы Ямщикова Автор: Андрей Иванов Савва Ямщиков – не только реставратор, но и борец за сохранение культурного наследия России. Его последняя книга «Возврату не подлежит. Трофеи Второй мировой» посвящена именно той борьбе, которая ведется с чиновниками Министерства культуры, желающих отдать Германии оставшиеся у нас трофейные культурные ценности. Савва Ямщиков: «Лет 15-20 назад я издавал в основном книги, альбомы, каталоги, связанные с новыми реставрационными открытиями, с замечательными выставками, которые мы проводили. Скажу честно, наряду с моей практической реставрационной работой, которой я занимался четверть века, это были самые счастливые годы и самые счастливые книги. Потому что я получал удовольствие, когда над ними работал. О некоторых книгах, которые я представляю сегодня, не могу сказать, что я их писал с удовольствием. Я не могу сказать, что писал их, по нужде, по чьему-то приказу. У меня было много сомнений. Сейчас они чуть-чуть поутихли. Но мои близкие, семейные, некоторые друзья спрашивают меня: «А зачем тебе это надо? Зачем ты учишь кого-то, просишь одуматься? Они же ведь все равно не одумаются». Но видите ли в чем дело. Я живу по принципу: «Последние да будут первыми», – и все-таки думаю, что кто-то одумается». Сегодня мы живем в непростое время. Но Савва Васильевич все-таки считает, что можно достучаться до сердца и министра, и депутата.

Администратор: Из выступления протоиерея Михаила Ходанова на презентации книги Саввы Ямщикова «Бремя русских» А вот ещё одно сообщение о презентации этой книги: В издательстве «Алгоритм» вышла в свет книга известного искусствоведа и публициста Саввы Ямщикова «Бремя русских». В своей новой книге Ямщиков встает на защиту русской культуры и продолжает неустанную борьбу за честь поруганных национальных идеалов. - То, чем я хотел поделиться с тобой, дорогой читатель, зрело давно и, не побоюсь громких слов, выстрадано всей жизнью. Взгляд мой на нынешний тяжелейший период в истории Отечества, смею надеяться, хорошо тебе известен, ибо вот уже пять лет, стараюсь я поддержать русских людей, презираемых и унижаемых так называемой демократической элитой, делюсь с ними жизненным опытом, знаниями и верой в освобождение России от ига «иных времён татар и монголов, - говорит автор в послесловии к книге. Савва Васильевич Ямщиков, ныне заслуженный деятель искусств, академик РАЕН, еще в 60-е годы стал фигурой всесоюзного масштаба и быстро вырос в настоящего просветителя и подвижника. Недаром в 1964 году Андрей Тарковский пригласил его консультантом во время съемок фильма «Андрей Рублев». Жизнь Саввы Васильевича – постоянное движение. Он объехал русскую провинцию не как столичный гость, а как благодарный ученик, сострадающий друг и дотошный исследователь. Приобрести новую книгу Саввы Васильевича «Бремя русских» можно в интернет-магазине «Политкнига».


гость: Ответ Савве Ямщикову. Гордился раньше древнерусский Псков Где Савву Ямщикова так ценили. А ныне что с тобою Ямщиков? Ужель Момоны цепи полонили? Те камни, что когда-то собирал, Расшвыриваешь в стороны ты ныне. В угоду новоделам ты попрал, Поруганные до тебя святыни. Их древо разрубаешь на корню Лишь мишуре широкая дорога. Свою же душу предаешь огню, Лишенье чувств-не наказанье ль Бога?

Администратор: Благодарим за участие в теме. гость пишет: Ответ Савве Ямщикову. Да, серьёзные предъявлены обвинения, но только возникают вопросы: 1) ответ на что? 2) ответ кого? В таком виде, как сейчас, это стихотворение напоминает анонимку злопыхателя. Я, например, не знаю фактов, на которые здесь намекает автор стихов.

Андрей: гость пишет: А ныне что с тобою Ямщиков? Ужель Момоны цепи полонили? ...Действительно, без фактов данный стих сильно напоминает анонимку.



полная версия страницы