Форум » Ответы священников на различные вопросы мирян » О любви к ближнему и отвержении себя » Ответить

О любви к ближнему и отвержении себя

Александр: Вопрос: В Евангелии сказано, что надо любить ближних как самих себя, а в другом месте – что надо отвергнуться себя. Так надо или не надо себя любить и как надо это делать? Заботиться о своем здоровье, о хорошем отдыхе, о разных удовольствиях – это любовь к себе? Ведь только довольный жизнью и собой человек может нести добро другим, а злой и дерганый приносит одни неприятности. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Для согласования этих двух мест святого Евангелия надо точно определить содержание двух ключевых понятий «возлюби» (Мф. 22, 39) и «отвергнись себя» (Мф. 16, 24). Любить себя и ближнего значит желать и делать благо себе и ближнему. Высшим же благом по Евангелию является блаженная жизнь в Царстве Небесном. Любовь к себе в таком понимании означает – деятельно желать себе спасения. Так же «возлюбить ближнего», в первую очередь, означают – жертвенный труд ради спасения людей. В полной мере это исполнили святые апостолы, отдавшие ради этого свои жизни. Такое толкование подтверждается и самим текстом. Понятие «любовь» в греческом Новом Завете передано двумя словами – «филиа» и «агапэ» (третье слово «эрос», обозначающее физическое влечение между мужчиной и женщиной, в Новом Завете отсутствует). Глагол «филео» выражает душевное расположение, сердечную привязанность (например, отношения между родителями и детьми; Мф. 10, 37). Глагол агапао обозначают в новозаветных священных текстах любовь в высоком, духовном значении: любовь Бога к людям (Ин. 3, 16) и любовь человека к ближнему (Мф. 22, 39). При этом нисколько не умаляются дела добра и милосердия, к которым призывает нас Господь. «Отвергнись себя» означает: откажись от воли своего падшего естества и предай себя всеблагой воле Божией. Ради спасения отвернись самости, своих страстей и греховных навыков. Следовательно, истинная любовь к себе христианина как раз и требует отвержения себя ради того, чтобы идти спасительным путем креста Христова. Что касается здоровья и других благ земных, то они евангельским учением не отвергаются, если не мешают иметь плоды духовной жизни. Истинное же, а не иллюзорное, довольство жизнью может быть только у того, кто твердо идет путем спасения. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6, 6). Источник: Православие.ру

Ответов - 0



полная версия страницы