Форум » На вопросы участников отвечает священник Алексей Диагенов » Спасение ближнего во многом происходит через спасения себя самого? » Ответить

Спасение ближнего во многом происходит через спасения себя самого?

Александр: Часто приходится читать и слышать и от мирян и от священников, что преподобный Серафим Саровский говорил:„Спасись сам и тысячи спасутся вокруг тебя". Приходилось слышать, что преподобный говорил несколько иначе: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» http://www.pravaya.ru/news/14334 или Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: "...радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя". http://www.diveevo.ru/serafim/serafim.php3 Как понимать эти слова Преподобного? Как то, что нужно, прежде всего, думать о собственном спасении, и не стараться других исправлять, пока сам не чувствуешь в себе духовной зрелости? Или как-то иначе? Можем ли мы говорить о том, что „спасись сам“ и „стяжи дух мирен“ это в духовном смысле одно и то же, и поэтому, можно говорить и так и так, приписывая эти слова преподобному Серафиму Саровскому? Или всё же, какой-то одни вариант следует считать словами преподобного Серафима? И последний вопрос: „Есть ли разница между – „тысячи вокруг тебя спасутся“ и – тысячи около тебя спасутся?

Ответов - 1

свящ.Алексей: С большим опозданием, но все же решусь ответить на эти вопросы. 1. Мне вспоминаются слова другого святого, близкого многим русским людям, прп. Силуана Афонского, он в свою очередь говорил, что спасение наше совершается через ближнего. Думаю эти выражения и тот опыт, который стоит за ними выражает единую заповедь Господа "возлюби Бога... и ближнего, как самого себя". И конечно напоминают всякому, кто желает помочь ближнему в духовной жизни предупреждение Господа: "Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего." (Лк. 6, 42). 2. Думаю, как и правила апостольские не были приняты самими апостолами, но по содержанию соответствуя духу апостольской проповеди были приняты на Пято-Шестом вселенском соборе, так и эта разноголосица в словах, приписываемых прп. Серафиму - слова различаются, а смысл один. 3. Скорее всего "вокруг", "рядом" - синонимы в данном контексте.



полная версия страницы